Один прекрасный психолог Артур Владимирович Петровский портреты отметок обозначил такими меткими штрихами: уничтожающая единица, угнетающая двойка, равнодушная тройка, обнадёживающая четвёрка, торжествующая пятерка. Тем самым он показал, что если не найти мудрость применения отметок и оперирования ими, мы можем значительно навредить духовно-нравственному миру Ребенка.
Нужно строить с ребенком отношения так, чтобы отметки не омрачали нашу жизнь. Может быть, пригодится приведенный ниже свод рекомендаций...
- Ребенок рождается со страстью к познанию, он изначально устремлен к знаниям, учиться и открывать новое - его естественное состояние; мотив познания внутри самого познания.
- для того, чтобы учиться ему не нужны формальные стимуляторы в виде наград и отметок,
- достаточны наши удивления и восхищения тем, чем он сам интересуется и в чем он преуспевает;
- не надо говорить маленькому Ребенку, который скоро пойдт в школу, что он должен учиться только на пятерки, должен стать отличником.
- "Опять двойка" не должна ухудшать наши отношения с Ребенком,
- из-за нее не устраиваем сцен и
- не ставим перед Ребенком условия - или-или;
- не читаем ему нотации, не устраиваем суд над ним и
- не ограничиваем свободу, которую уже дали ему;
- выражаем надежду, что это поправимо, ибо у него есть способности.
- Стараемся вместе с ним разбираться в причинах и искать условия их устранения.
- Не скандалим с учителем;
- настраиваем Ребенка на такую активность, чтобы учитель понял его.
- При успехе в учении радуемся, но не раздуваем значимости отметки,
- стараемся вселять в Ребенка уверенность в свои способности и возможности.
- Не ведем за Ребенком строгий контроль при выполнении домашних заданий,
- можем предложить нашу помощь, чтобы разобраться в трудных для него вопросах.
- Если сам захочет, охотно выслушаем, как он выучил параграф, стих, можем просмотреть письменные упражнения;
- советуем, но не навязываем свое мнение.
- За успехом Ребенка стараемся видеть качество знаний, забывая об отметке,
- одобряем мотивы, которые связаны с познанием, а не с исправлением отметки.
- Часто беседуем с Ребенком на интересующие его вопросы.
- Охотно слушаем его рассуждения, не стесняемся учиться у него.
- Принимаем внешние успехи Ребенка, но интересуемся качеством знаний, его отношением к знаниям, его начитанностью и увлечениями.
- Подчеркнуто радуемся его достойным нравственным поступкам.
- Ни младшего школьника, ни старшеклассника не поощряем гордиться своими хорошими отметками, гордиться тем, что он учится лучше кого-либо из товарищей, что он первый в школе.
- Нашему Ребенку- отличнику советуем быть скромным, не высовываться, не возгордиться, помогать одноклассникам без условностей.
- На общих собраниях родителей в школе, где выдаются табеля успеваемости, мы больше спрашиваем учителей, какими методами воспитания и обучения они пользуются и как обновляют себя, как повышают квалификацию, что читают;
- спрашиваем о причинах, мешающих нашему Ребенку в продвижении или способствующих успеху.
- Никогда не позволяем преподносить учителю ценные подарки с умыслом, чтобы тот проявил благосклонность к нашему Ребенку;
- а учителю, который поощряет это среди родителей, надо проявить недоверие.
- Но учителя, которого полюбили дети и который имеет добрый авторитет, мы поддерживаем в его начинаниях и защищаем в случае его конфликта с руководством в связи с нововведениями.
На этой странице представлены выдержки из книги "Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе" и сборника "Педагогические притчи" известного педагога, доктора психологических наук, почетного члена Российской академии наук - Ш.А. Амонашвили.