13.10.2017

     Один прекрасный психолог Артур Владимирович Петровский портреты отметок обозначил такими меткими штрихами: уничтожающая единица, угнетающая двойка, равнодушная тройка, обнадёживающая четвёрка, торжествующая пятерка. Тем самым он показал, что если не найти мудрость применения  отметок и оперирования ими, мы можем значительно навредить духовно-нравственному миру Ребенка.

       Нужно строить с ребенком отношения так, чтобы отметки не омрачали нашу жизнь. Может быть, пригодится приведенный ниже свод рекомендаций...

 - Ребенок рождается со страстью к познанию, он изначально устремлен к знаниям, учиться и открывать новое - его естественное состояние; мотив познания внутри самого познания.

- для того, чтобы учиться ему не нужны формальные стимуляторы в виде наград и отметок,

- достаточны наши удивления и восхищения тем, чем он сам интересуется и в чем он преуспевает;

- не надо говорить маленькому Ребенку, который скоро пойдт в школу, что он должен учиться только на  пятерки, должен стать отличником.

- "Опять двойка" не должна ухудшать наши отношения с Ребенком,

- из-за нее не устраиваем сцен  и

- не ставим перед Ребенком условия - или-или;

- не читаем ему нотации, не устраиваем суд над ним и 

- не ограничиваем свободу, которую уже дали ему;

- выражаем надежду, что это поправимо, ибо у него есть способности.

- Стараемся вместе с ним разбираться в причинах и искать условия их устранения.

- Не скандалим с учителем;

- настраиваем Ребенка на такую активность, чтобы учитель понял его.

- При успехе в учении радуемся, но не раздуваем значимости отметки,

- стараемся вселять в Ребенка уверенность в свои способности и возможности.

- Не ведем за Ребенком строгий контроль при выполнении домашних заданий,

- можем предложить нашу помощь, чтобы разобраться в трудных для него вопросах.

- Если сам захочет, охотно выслушаем, как он выучил параграф, стих, можем просмотреть письменные упражнения;

- советуем, но не навязываем свое мнение.

- За успехом Ребенка стараемся видеть качество знаний, забывая об отметке,

- одобряем мотивы, которые связаны с познанием, а не с исправлением отметки.

- Часто беседуем с Ребенком на интересующие его вопросы.

- Охотно слушаем его рассуждения, не стесняемся учиться у него.

- Принимаем внешние успехи Ребенка, но интересуемся качеством знаний, его отношением к знаниям, его начитанностью и увлечениями.

- Подчеркнуто радуемся его достойным нравственным поступкам.

- Ни младшего школьника, ни старшеклассника не поощряем гордиться своими хорошими отметками, гордиться тем, что он учится лучше кого-либо из товарищей, что он первый в школе.

- Нашему Ребенку- отличнику советуем быть скромным, не высовываться, не возгордиться, помогать одноклассникам без условностей.

- На общих собраниях родителей в школе, где выдаются табеля успеваемости, мы больше спрашиваем учителей, какими методами воспитания и обучения они пользуются и как обновляют себя, как повышают квалификацию, что читают;

- спрашиваем о причинах, мешающих нашему Ребенку в продвижении или способствующих успеху.

- Никогда не позволяем преподносить учителю ценные подарки с умыслом, чтобы тот проявил благосклонность к нашему Ребенку;

- а учителю, который поощряет это среди родителей, надо проявить недоверие.

- Но учителя, которого полюбили дети и который имеет добрый авторитет, мы поддерживаем в его начинаниях и защищаем в случае его конфликта с руководством в связи с нововведениями.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через:

                На этой странице представлены выдержки из книги "Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе" и сборника "Педагогические притчи" известного педагога, доктора психологических наук, почетного члена Российской академии наук - Ш.А. Амонашвили.